On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 53
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.14 19:30. Заголовок: Ванда Дыновская - биография


Ванда Дыновская.

Настоящая небольшая статья является в основе своей ознакомительной и на подробное исследование истории появления и развития теософских воззрений в Польше никоим образом не претендует. Это может стать и непременно станет предметом изучения среди современных польских последователей теософии, которые также как и их российские собратья утеряли свое организованное существование как Теософское Общество.

Тем не менее последующая ниже информация позволит составить более или менее ясное представление о теософском движении в Польше в конце ХIХ - начале ХХ веков.

Вскоре после создания в 1875 году Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олькоттом Теософского Общества теософские идеи начинают постепенно проникать в умы некоторых представителей интеллигенции не только в Англии или США. Они начинают «бродить по Европе», по аристократическим салонам, находят себе место среди представителей Фемиды и Мельпомены, военных, художников, ученых.

Правды ради стоит заметить, что это не был наплыв идей, а такое эзотерическое просачивание, которое все же находило благодарных слушателей, горячих последователей и серьезных исследователей. Польша не была здесь исключением.
Невольно приходят в голову определенные сравнения и следующее затем чувстсво некой тождественности в судьбах тех, кто стоял у истоков ТО в различных странах. Во-первых, женщины как основательницы и руководительницы; одинокие, незамужние. Подобная картина и в русском ТО со штаб-квартирой в Сербии. Подобная ситуация и в Польше, где самой яркой представительницей теософского движения, организатором ТО, посвятившей всю жизнь этому служению была Ванда Дыновская.

На примере и в связи с ее биографией и будет рассказ о становлении и развитии теософии в Польше.

Ванда Дыновская родилась 30 июня 1888 г. в С-Петербурге. Отец ее – Евстафий, имел частную адвокатскую контору, мать – Хелена ( из Соколовских) хозяйствовала в имении.

Свое детство и юность Ванда провела в имении родителей – Истальсно около городка Люцин ( латвийское Лудза).
Усадьба находилась над озером Исталь в исключительно живописном месте. Непосредственный контакт с природой оставил неизгладимый след в ее душе. До конца жизни эта слабая здоровьем одиночка любила цветы, травы, деревья, запахи природы.
Любила животных. Когда в преклонных годах бывало писала о своем здоровье, то называла свое тело «собакой». Мать Ванды соединяла в себе черты превосходного хозяина 800-гектарного участка земли с чуткой впечатлительностью и способностями к ясновидению.

Соседи считали дом Дыновских домом с привидениями. Религиозность этой римско-католической семьи была скорее традиционной, чем глубокой. Такая статичность была типичной среди семей мелкопоместной шляхты того периода.

Отец Ванды закрывал раз в году на относительно длительный период свою контору, приезжал в Истальсно и тогда уж почти не расставался с дочерью. Очень тяжело пережила девочка его преждевременную смерть от инфаркта.

Ванда обучалась дома - приезжали учителя. Иногда и сама ездила на лекции математики в Вильно ( Вильнюс- прим. перев.) , и уж тогда не упускала возможность попасть на спектакль в театр или на концерт. Дома часто поигрывала на фортепиано или на гитаре, любила петь, аккомпанируя себе. Частыми гостями в имении были люди искусства, литературы, общественные деятели.

Салон звучал дискуссиями, которые для подрастающей девушки были прекрасной школой культуры мысли и патриотизма.

Ванда много читала, в том числе Библию, Бхагават Гиту, Коран, польскую романтическую поэзию и произведения польских философов 19 века. Исключительные лингвистические способности и частые выезды за границу позволили ей свободно владеть французским, итальянским, испанским и латвийским. По-русски также говорила, но в исключительных случаях.

Работала в поле, танцевала в челядной избе ( своеобразный клуб для детей крестьян – прим пер.) с крестьянской молодежью, что в соседских земских ( поместных ) усадьбах вызывало огорчение. Вместе с матерью часто заходила в крестьянские дома лечить и помогать нуждающимся.

И все же для молодой девушки самым главным было присутствие среди лиц, посещавших имение родителей во время их теософических дискуссий. Однако много позже на вопрос польского оккультиста Антония Собеского, что привело ее в эзотеризм ответила: « Собственно размышления и наверное воспоминания с прошлых воплощений, потому как догадка, что единственным логическим объяснением загадок жизни ( неравенства умственное, моральное, общественное и т.д.) есть реинкарнация – была собственной уже в возрасте 16-18 лет.

Ее превое знакомство с теософской книгой - «Эзотерическая философия Индии» - произвело на нее сильное впечатление. Много лет спустя она так писала об этом:
« Безграничные перспективы. Жизнь не имеет начала и конца, есть вечным творчеством, неотделяемым атрибутом наивысшего сознания – Бога. ( «Вместе на ветер», Польско-Индийская Библиотека).

О своей учебе до 1914 года писала: «Изучала романистику в Ягеллонском университете в Кракове... Это обучение должно было меня подготовить к литературной деятельности, к которой испытывала тягу с детства. Однако обучение в Лозаннском университете было подготовкой для ведения сельского хозяйства. В конце концов ни то, ни другое не стало моей профессией.
Уже будучи позже редактором и издателем подписывалась нередко в рубрике – профессия- writer and social worker".

В ее теософской биографии большую роль сыграла встреча с выдающимися русскими теософами-женщинами в Москве. Дома у своих новых подруг разговаривала исключительно по-французски, что было со всей вежливостью принимаемо. Не связала себя с русским ТО однако и вступила в итальянское.

В 1917-18 гг. находилась в Крыму и веря в возрождение независимой Польши строила планы основания польского отделения ТО.


В 1919 году Ванда уже в Варшаве и приступает к первым переговорам с целью создания Польского Теософского Общества. Среди прочих разговаривает с Генрихом Мюнхом, членом немецкой секции и с Ежи ( Юрием – прим. пер.) Знамеровским, принадлежащим к русской секции. Поддерживает живой контакт с Софией Войнаровской и другими теософами из бывшего Варшавского ТО со времен русского разбора Польши. ( Сведениями о ТО, существовавшем в этих годах автор статьи не располагает). В этом же году на деньги, полученные за заложенные в ломбарде драгоценности и пожертвованные от друзей едет в Париж, чтобы получить от Анни Безант согласие на основание Польского ТО. С ней лично не встречается, но получает письменное согласие. Знакомится с Джидду Кришнамурти. Под впечатлением встречи намечает планы, в которых видит его также руководящего делами Ордена Звезды Востока в обновленной Польше.

Небольшой фрагмент ее биографии рассказывает о ее отношениях с молодым человеком, который был в нее влюблен и добивался ее руки. Биограф констатирует, что чувство было ответным. Однако до свадьбы дело не дошло из-за сопротивления этому его родителей. Очевидно, что они знали «чем дышит» их предполагаемая невестка.
То ли принимая во внимание это отношение к ней со стороны его родителей, о ли внутренне осознавая свое призвание она отказывает молодому человеку. Тот, будучи военным, в подавленном состоянии возвращается в часть, просится в опасный рейд и погибает в нем под Барановичами.

Тем времен Ванда бросается в водоворот теософической деятельности, становясь первым лицом и душой польской теософии. Принимает живое участие во всех формах деятельности польского ТО. Сотрудничает с англичанкой, мисс Арнольд, направленной Анни Безант с целью основания при польском ТО эзотерической школы.

Общественные взгляды Ванды сформировал в определенной степени Болеслав Лимановский, выдающийся историк, социолог и публицист, один из создателей Польской Социалистической партии. Польские теософы различались по политическим взглядам. Самыми многочисленными были приверженцы маршала Юзефа Пилсудского. К ним принадлежала и Ванда и осталась до конца верна его памяти.

Однако наиболее покорил ее теософический идеал всемирного братства.
В июле 1923 года на конгрессе в Вене получает из рук Джинараджадасы диплом польской секции ТО. Вскоре становится генеральным секретарем Польского ТО. Читает лекции во многих городах Польши, инициирует создание кооперативного издательства «Адьяр», делает многочисленные переводы теософической литературы.

Редактирует в Варшаве начиная с 1921 года журнал «Теософическое Обозрение название которого было позже изменено на Теософическая Мысль» и «Теософический бюллетень». На лекциях читает так же многое из своих работ.

Владислав Бохенский так описывал свою встречу с Вандой Дыновской в 1922 году.
« В комнате, куда меня проводили, застал молодую женщину лет немногим более тридцати, с маленьким, почти детским лицом, огромными серо-зелеными глазами и лучезарной улыбкой. После разговора, который произвел на меня глубокое впечатление, был принят в Общество». Несомненно – ее личное очарование и преданность имели великую притягательную силу для заинтересованных эзотерикой.

Стоит вспомнить идейную работу в сельском урочище недалеко от деревни Менженин
над Бугом, где каждое лето организовывались по меньшей мере три каникулярных заезда для членов и симпатизарующих Обществу, а также для заграничных гостей.

В конце первого пятилетия деятельности Польского ТО, когда Дыновская создала общество подобное парижскому, в котором по ее просьбе некоторое время жила Pasqualine Mallet, решила пригласить в Польшу доктора Джоржа Арундейла с женой Рукмини Деви. Они приезжали дважды и каждый раз это было событие большого значения. В результате этого несколько польских теософов, в том числе и сама Ванда, были приняты в Орден Служителей.

В начинающемся втором пятилетии жизни Польского Теософического Общества (ПТО) много польских теософов принимают участие в работе других течений мировой эзотерики.
Дыновская вместе с Тадеушем Бибро и Михаилом Токаревским-Карашевичем создают в 1925 году с опорой на английскую федерацию первый треугольник "Le Droit Humain" и до времени появления самостоятельной польской федерации Ванда была представительницей Смешанного Масонства в Высшем Совете в Париже. В двадцатых годах начала организацию в Польше Католического Либерального Костела. Переводила литературу и приглашала епископов ( Мazel, Wedgwood). В результате в 1926-27 годах этот костел уже имел своих священников.

Ванда Дыновская участвует во всех европейских конгрессах Теософского общества и в съездах Ордена Звезды Востока. Находится в Австрии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Югославии, Румынии, Венгрии и в Великобритании. В Вене и в доме молодежи вблизи Вены гостит у Джона Кордеса (John Cordes). В 1927 году путешествует по знаменитым местам Англии и Шотландии с циклом лекций. Подобные путешествия Дыновской и других польских теософов помогают проводить работу польской секции на мировом уровне.

Скорее всего как и многие из польских теософов была членом Ордена Звезды Востока, который в Польше назывался Орденом Утренней Звезды ( Zakon Jutrzenki). Задачей Ордена была подготовка человечества к появлению на Земле очередного воплощения Великого Мирового Учителя, что должно было найти отражение в лице Джидду Кришнамурти.
В 1927 году Совет Ордена оповестил, что инкарнация совершилась и принял новую программу действий.
В августе 1927 года в Варшаву приехала Генеральный Секретарь Всемирного Теософского Общества Анни Безант. Провела ряд групповых и индивидуальных встреч с польскими теософами.

Событием, потрясшим Теософическое Движение во время конгресса в Оммене в августе 1929 года была ликвидация Ордена Звезды. Это сделал непосредственно Кришнамурти, сопроводив акт утверждением, что в духовной жизни организации не нужны и даже вредны.
Это незамедлительно отразилось на работе Дыновской и ситуации в Общества в целом. Трое ближайших и наиболее продвинутых ее сотрудников-приятелей покинуло Общество, что явилось причиной больших затруднений.Дыновская писала тогда следующее: « От многих слышала, что Конгресс ( в Оммене) не был ни успокоением, ни счастьем, но переворотом в жизни, от которого в великом потрясении у всех опустились руки. Мое личное наблюдение, что найчудеснейшим для меня, поскольку являюсь фанатичкой правды, было открытие правды от прикосновения его
( Кришнамурти) слов. Видела на Конгрессе два рода людей. Одни – те, которые вчера прекратили существование, рухнули, которые строили свою жизнь на песке лжи и этим его энергия разметала их карточный домик в мгновение ока. И других видела, тех, в которых ничего не изменилось, которые какбы усилились в том, что было в них самым существенным. У меня так было. Уверенность в правильности выбора укрепилась во мне многократно. И единственная моя дорога, с которой не сойду никогда, это служение Учителям и работа. Из этого видно, что теософия не «дрогнула» в Польше после «откровения» от Кришнамурти. Однако не все так просто складывалось на первых порах. Опустевшее внутри место после ухода Кришнамурти надо было заполнить.
В это время Ванда разделяет мнение Джинараджадасы, что можно совместить участие в жизни Теософского Общества с учением Кришнамурти. Несмотря на то, что Дыновская не сошла со своего пути, на всю жизнь привязана была сердцем к Кришнамурти, чем напоминает отношение к нему со стороны Анни Безант.

Ванда всегда носила на себе амулет из солнечного хризолита величиной с ладонь, который принадлежал соответственно ЕПБ и потом Безант.. Много работает над переводами шестого издания книги Поля Брантона ( Paul Brunton) A Search In Secret India на польский язык, и книги Ścieżkami jogów ( Тропинками йогов), которая издана одним из крупнейших в Польше издательств «Атлас».

Осенью 1935 года прощается с Польшей и после длительного морского путешествия прибывает 22 декабря того же года в Адьяр, где начинается Конгресс Теософского Общества. Первые года пребывания в Индии приносят ей ряд важныхсобытий. Знакомится с Махатмой Ганди и становится его близкой сотрудницей. Часто посещает его главную квартиру в Магавади-Вардхе. Включается в деятельность в пользу независимости Индии. В своих письмах много места уделяет общественным отношениям, знакомится с условиями жизни сельского населения. Участвует во встречах с различными индийскими обществами, разговаривает в частности на тему любви к родине и прививания ее в сердца детей. Учит слушателей ощущать обширность Индии, старается участвовать в жизни индусов и с этой целью, например, путешествует поездами третьего класса.

В первых годах пребывания в Индии выходят из-под ее пера стихи «Авичи» и « Вечная тоска по Махариши», написанные в 1936 году соответственно в Магавади-Вардхе и в ашраме Тируваннамалаи у подножия горы Святого Огня. Связанная особенной духовной связью с личностью Шри Рамани Махариши часто будет будет возвращаться к священной горе Арунчала. Утверждала, что это Махариши духовно повлиял на ее приезд в Индию. В ее поздних письмах можно найти приводимые ею соответствия между учением Махариши и мыслью Кришнамурти.
Вникает все глубже в духовность индуизма, познает в непосредственных источниках йогу и много ее знаменитых представителей. Стихотворение « Где ты», посвященное Свами Лакшмана с Избара в Гималаях, написала в Мисоре на святой горе богини Чамунди. В Бангалоре в июле 1937 года рождается стихотворение «Ночь Шивы», посвященный инженеру Маврикию ( Фридману 1901-1976). Он приехал в Индию раньше и получил имя Бхаратананда, а сейчас вводил Дыновскую во многие дела ее второй родины, вдохновляя
ее к принятию важных решений. Ванда была также представительницей Pen Club в Индии.

Эту деятельность прервала 2 мировая война. Ванда Дыновская предпринимает попытку возвращения в Польшу. Добирается, однако, только до Румынии. Махатма Ганди публикует в своем журнале «Хардижан» письма: прощальное Дыновской от 8 сентября 1939 года и свой ответ. Возвращаясь в Адьяр Ванда посещает ашрам Шри Ауробиндо в Пондишере.

Особый раздел ее биографии занимает спонтанная работа среди поляков, которые смогли выехать с армией Андерса из Советского Союза и через Иран пришли в Индию. Особенно она была связана с лагерем Valivade и хотя не все ее принимали всвязи с ее мировоззрением и индийской сари, делала, что могла, чтобы живущих там поляков ввести в мир местной культуры и условий жизни, а также сгладить их озабоченность и трудности. Была в дружбе с Ганди и старалась заинтересовать его судьбой своих соотечественников. Не без сопротивления в связи с ее деятельностью против английского владычества была принята на работу в Польском консульстве в Бомбее. Развивает деятельность свою в сотрудничестве с выдающимся индийским поэтом Харисчандрой Бхаттом – переводчиком польской литературы.

В индийской прессе публикует информационные материалы о своей родине. Организовывает региональную группу, которая провела турне по южной Индии, выступая в том числе и перед Шри Рамана Махариши. Наплыв поляков в Индию является причиной начала очередного большого раздела работы Ванды Дыновской. Вместе с Маврикием Фридманом начинают в 1944 году издание Польско-Индийской Библиотеки. Первый том, обозначенный номером «Р-1» был озаглавлен « С индийскими паломниками вглубь Гималаев». БОльшую часть своей скромной зарплаты в консульстве тратит на покупку польских шрифтов для типографии. Издают в ПИБ книгу П.Джордана First to Flight.
Большое количество теософических книг переводила на польский язык на заказ доктора Тадеуша Дробного из США. Часть полученных за то гонораров предназначала на издание дорогих сердцу томиков Кришнамурти. Однако настоящей opus magnum ее литературной и издательской деятельности – это очередные выпуски шести томов Индийской Антологии.
В этом случае пользовалась фондом Индийского Министерства Образования.
Польский востоковед Тадеуш Маргул назвал ее Великим послом индийской культуры.
Работа над томами антологии была огромной. Изучала темы в Адьярской теософической библиотеке, по непонятным местам старых классических текстов консультировалась со знатоками проблематики. Так, при работе над шестым томом большую помощь ей оказал Свами Анриван. В одном лице была автором, корректором, снабженцем, искательницей средств, воевала с неучтивыми руководителями типографий.
В большинстве случаев сама упаковывала книги, и высылала по нескольку экзампляров индивидуальным получателям в Польше и других странах. Расходы по пересылке были часто слишком велики.

Не все посылки доходили до адресатов. Издание и рассылка нескольких десятков томов Библиотеки было действительно гигантским предприятием. Никогда не была уверена, хватит ли денег чтобы закончить печатание, сшивку и высылку какого-нибудь тома. Иногда приходилось чуть ли не попрошайничать. Иногда немного зарабатывала, печатая книги, не связанные с ее сериями.

Ы 1969 году большинство издадельских обязанностей передала Фридману. В Одном из писем к Красовской писала: «Этот мост, который строится книгами между душами Индии и Польши... – для далекого будущего. Насколько ценен он и какое имеет значение не знаю. Узнаю это в момент смерти, так как в это мгновение в единой вспышке видится вся истинная правда своей жизни, своя дхарма и посланничество.» Великий дар Ванды Дыновской-Умадэви для Польши – Польско-Индийская Библиотека – до сего времени ожидает профессиональной обработки.

Ее духовная связь и встречи с Джидду Кришнамурти начались еще с 1920 года. Определенный перерыв наступил во время войны, когда « душа была настолько полна польской трагедией, разрыва всех связей и всего, что не было места ни на что другое, тем более что учение Кришнамурти выше понятия народность»(письмо к Софии Вильчинской, 1953 г.)

Однако возвращается к этому учению в 1948 году.

В настоящее время в Польше нет организованного ТО. Есть, как и в России, интернетовая страничка с общей и базисной информацией. Поскольку нет организации, то трудно говорить о количестве приверженцев или о развитии взглядов.
Из зарегистрированных посетителей теософской страницы ( немногим более 100) на форуме «живет» едва дюжина. Все молодежь. За исключением двух-трех человек довольно далека от теософии в теоретическом и тем более в практическом смысле.

Это не столько исследование, сколько впечатление после знакомства. Трудно поверить, что прежнее польское ТО ушло без следа.









Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]







Сообщение: 259
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.14 18:21. Заголовок: Спасибо за интересны..


Спасибо за интересный рассказ.

А как ты вообще узнал о ней? Есть ли какие-то книги или статьи по истории теософии в Польше?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 55
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.14 19:59. Заголовок: В 2007 году нашел в ..


В 2007 году нашел в польском интернете теософскую страничку. Там несколько молодых людей общались в основном на темы переводов теософских книг с английского и очень мало по сути самой теософии.
Оттуда я взял биографию Дыновской и перевел. Но опубликовал только сейчас.

Контакта у нас не получилось. Просто нет горящих темой, как я понял.

По истории теософии в Польше именно биография Дыновской более всего содержит материалов.
Вообще теософия в Польше как-то почти исчезла. В смысле организационом. И само слово теософия не в чести. Для примера скажу, если в моем городе, например, я выступлю с лекцией под названием «Теософское мировоззрение», то вряд ли кто заинтересуется. Католические традиции с одной стороны и массы разных духовных и «духовных» учителей из Америки и Индии – с другой вполне хватает здешним искателям духовных переживаний.

Но если я назову лекцию: «Мировоззрение третьего тысячелетия» и дам там 7 основных Герметических Законов, то это уже будет другое дело. Неважно под каким именем идет процесс. Важно, чтобы на самом пороге не испугались.

Можно, конечно, уделить некоторое время нахождению и объединению теософов и сочувствующих. Однако нет для этого базы да и времени. Это все-таки посвящение и лучше это делают одиночки. Кроме того, я хоть и поляк по происхождению, но по культуре, воспитанию и сознанию – русский.

А обычаи здесь таковы, что пусть хоть крестьянин руководит, но свой.
Я не свой ни здесь и вообще нигде. Но не страдаю от этого


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 262
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.14 20:50. Заголовок: Обращал ли ты вниман..


Обращал ли ты внимание, что теософия во многих случаях заменена такими вещами как:

--- "Там несколько молодых людей общались в основном на темы переводов теософских книг с английского и очень мало по сути самой теософии". (это ведь не только в Польше, то же самое можно было видеть и на бывшем ПТС)

--- огромное количество информации о деятельности ТО и теософии вообще в настоящее время сведено к тому - кто и где собрался и якобы провел "теософическое мероприятие" (но при это нет никакой конкретной информации о сути проведенных мероприятий - какие именно доклады обсуждались, какие были прения и т.д. и т.п.).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 57
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.14 21:26. Заголовок: Еще на заре моего т..


Еще на заре моего теософского " воцерковления" я ратовал за практику. И меня интересовали и далее интересуют лишь практические шаги. ЕПБ назидала, что надо 10 минут читать и час размышлять над прочитанным. Переврзируя ее я скажу - надо 10 минут преть и час пахать.
Вот поэтому я и сам себе здесь занимаюсь как могу. Результаты не записываю и не складирую. Нет для кого.

Могу поделиться плодами, но с таким, кто сам этим занимается. Я филателист и он филателист. и тогда нам вместе веселей и полезней.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  1 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет